Администрация Пестовского муниципального округа
г.Пестово Пестовский округ Новгородcкая область

Мы помним "КОМАНДИР ПОДРЫВНОГО ВЗВОДА МПВО"

Автор: Архив Пестовского округа
27 января "День воинской славы России" - 81 год полного снятия блокады Ленинграда в 1944 году! Пестово помнит... Из сборника воспоминаний "Нам Родину спасать досталось, а вам ее сберечь". Воспоминания Ольги Трепецкой, фотография из личного архива семьи.
Мы помним "КОМАНДИР ПОДРЫВНОГО ВЗВОДА МПВО".
Мой дед, Сидоров Александр Никонович, родился в 1908 году в г. Санкт-Петербурге.
После Великой Октябрьской Социалистической революции его семья жила в Пестовском районе. Он был председателем Коровинского сельсовета. С октября 1938 года и до начала Великой Отечественной войны дед работал взрывником в тресте «Согазвзрывпром» в Карелии.
В первые же дни войны он отправил свою жену, мою бабушку Марию Лаврентьевну, с дочерью Лидой в Пестовский район в деревню Ивлево Абросовского сельсовета (это родина моей бабушки). Посадил их в поезд, «впихнув в последний вагон», по словам бабушки. Поезд из Ленинграда следовал через Пестово. Бабушка была беременная, и 16 февраля 1942 года в Ивлеве родилась дочь Анна, моя будущая мама.
Отправив семью в тыл, Александр Никонович пошел в военкомат и, имея профессию взрывника, был назначен на должность командира подрывного взвода 349-го отдельного городского батальона Местной противовоздушной обороны Свердловского района города Ленинграда.
Во взводе старшего сержанта Сидорова были только юные ленинградки – вчерашние школьницы и совсем еще молодые женщины. Они сменили мужчин, ушедших на передовую.
На город сбрасывались авиабомбы, почти ежедневно он подвергался артобстрелам. Под грохот рвущихся снарядов, вой сирен люди бежали в бомбоубежища, и лишь бойцы МПВО оставались на своих местах. Взвод под руководством моего деда вступил в единоборство со смертью. Он и его подчиненные бойцы-женщины со стертыми в кровь руками вывинчивали взрыватели неразорвавшихся бомб, снарядов, мин, дежурили на крышах, ликвидировали возгорания от зажигательных бомб, тушили пожары. Бойцы МПВО круглосуточно дежурили на постах, кроме этого, взвод выполнял и другие работы. Вручную разбрасывали многометровые завалы, слыша стоны и крики задыхающихся людей, разбирали полуразрушенные бомбами дома на топливо, рыли траншеи для укрытия населения.
В Ленинграде дед находился до конца войны. В январе 1944 года после снятия блокады города и освобождении Ленинградской области взвод, которым он командовал, участвовал в проведении восстановительных работ, в разминировании и очищении города и его окрестностей от неразорвавшихся боеприпасов.
В конце войны он тяжело заболел: рак желудка – следствие голода и постоянного нервного и физического напряжения. Уже после Победы он приезжал домой навестить семью, посмотреть на своих дочерей. По словам бабушки, он выглядел как «живой труп». 10 сентября 1945 года мой дед был выписан из госпиталя, а 19 сентября умер. Похоронен в Ленинграде. Награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Моя мама видела своего отца только один раз, но всю жизнь хранит открытку, адресованную ей, восьмимесячной девочке, отправленную ее отцом 5 сентября 1942 года из блокадного Ленинграда. На открытке изображено радостное детское лицо. На другой ее стороне надпись:
«Дорогой дочурке Нюре.
Ты родилась, когда в стране грохочут пушки. Когда отец не может нянчить и держать на руках, но может любить и не видавши. Расти Дитя. Народ стране советов нужен. Отец постарается за нас, чтобы фашистские бандиты не нарушили вашего детского счастия. Вырастешь и вспомнишь год своего рождения 1942.
5/IX – 42 г. Остаюсь, твой папа».
Эта открытка, его документы и фото военного времени стали нашими семейными реликвиями.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie