Когда именно появились эти деревни сказать трудно. Возможно только предположение, а этого, как вы понимаете, уважаемые читатели, наука никак принять не может. Дело в том, что первые упоминания в письменных источниках территорий вдоль тракта Боровичи - Устюжна (в границах современного Пестовского района) относятся ко второй половине XVII - первой половине XVIII века.
Известно, что земли по правому берегу Мологи от устья реки Меглинки до среднего течения реки Кать у деревни Катешево относились издавна к территории Великого Новгорода и находились в пограничных его владениях. С XV века, когда Новгородская земля вошла в состав Московского государства, эти земли регулярно описывались в целях налогообложения как территория Бежецкой пятины Новгородской земли. Однако, в писцовых книгах XVI - первой половины XVII вв. упоминания, названных выше населённых пунктов, обнаружить не удалось.
Возможно, что исследователи писцовых книг Бежецкой пятины: Есинецкого стана волости Слезкино или Спасского погоста той же волости встречали упоминание этих селений, будем признательны за уточнения!
А пока, лишь гипотеза.
По всей вероятности, дорога из Боровичского рядка в Устюжну стала почтовым трактом во времена Московской Руси в XVI. В ту же пору земли северных окраин волости Слезкино были отданы в поместья московским служилым людям. Последствия правления Ивана Грозного и страшного поветрия (чумы) второй половины XVI века опустошили земли Бежецкой пятины. Голод и смута начала XVII века довершили бедствия.
Только при первых Романовых во второй половине XVII эти территории стали оживать: появились новые владельцы земель, это по-прежнему были дворяне из Московских пределов, появлялись починки, деревни, сёла; обустраивались усадьбы, возводились храмы.
Кстати, только в пределах Пестовского округа тракт сохранил свой старинный маршрут от селения Покров-Молога до деревни Катешево.
К XVIII веку вдоль тракта стояло два села, при них рубленые добротно церкви, множество небогатых помещичьих усадеб и деревушек.
Письменные источники XVIII века сохранили имена крестьян, помещиков, священнослужителей. Большую часть сведений первой и второй половины XVIII века можно извлечь из метрических книг, исповедных росписей погостов Бежецкой пятины. Эти документы находятся отчасти в государственном архиве Тверской области. Письменные источники XIX века - в Государственном архиве Новгородской области и архиве Устюженского краеведческого музея.
Первые письменные упоминания селений вдоль современной дороги из Пестова в Устюжну связаны с переписью населения в 1710 году. В этом документе впервые описывается погост Покров на Мологе. Нельзя не назвать селения, упомянутые в переписи и находящиеся в некотором отделении от дороги. В Есинецком стане в поместьях деревня Сыропятово - Федора и Ивана Милюковых, Федора и Ефима Пыжёвых; Малое Восное - Петра и Юрия Батюшковых, Знаменское - Родиона Квашнина; Петра Квашнина сельцо Иваниково; сельцо Нивы - драгуна Романа Снаксарёва; сельцо Кадницы - Семёна Квашнина и Ивана Лодыгина; сельцо Воскресенское - Ивана и Юрия Карауловых; Петра Квашнина деревня Возгориха; Ивана Зернова-Вельяминова деревня Бревёно; князь Никиты Волконского сельцо Горка (вероятно, Александрова Горка); Бориса Караулова сельцо Шайма; Ивана Караулова деревня Спирово.
В исповедных росписях 1739 года (ГАТО, ф.160, т.1, д.17772) в приходе церкви Покрова Божией Матери на Мологе упомянуто больше селений. Церковь в Покров-Мологе поставлена и освящена была в 1714 году (см. https://vk.com/club162412996?w=wall-162412996_2736/all).
Через 25 лет попом в ней служил Максим Еремеев, пономарём - вдовый Алексей Пономарёв, дьячок умер. В приходе значилось сельцо Романово прапорщика Тимофея Черкасова и отставного капрала Фёдора Сноксарёва, сельцо Журавково рейтара Степана Жукова и отставного драгуна Ивана Черкасова. Село Нивы (Красуха тож) помещицы - вдовы Степаниды Сноксарёвой и сына её Романа; сельцо Мышкино помещицы-вдовы Пелагеи Сноксарёвой; деревня Тимофеево капитана Ивана Улыбашева и устюженских посадских людей, которые живут на мытной земле, их около двадцати человек.
Мытная земля - территория у речных переправ и проезжих дорог. На мытных заставах с купеческих возов и лодок, нагруженных разным товаром, брали плату - мыто. Вероятно, в Покров-Мологе переправу через реку держали жители Устюжны. Окончательно торговые пошлины за провоз товаров через границы уездов в России перестали взимать при Елизавете Петровне в 1753 году.
В приходе Покровского храма значится сельцо Борок - князя Богдана Мещерского (сегодня это урочище, находится за железнодорожным мостом по правому берегу Мологи в черте города Пестово), деревня Погорелово - капитана Василия Квашнина. Село Елок, а в нём церковь Покрова Пресвятой Богородицы, к её приходу относится Воскресенский погост сельца Токарёво (сегодня это урочище). В 1739 году сельцо Токарёво принадлежало роду Карауловых и находилось в полутора верстах от современного селения Воскресенское. В храмах сел Ёлкино и Токарёво служили поп - Григорий Адрианов, дьячок - Григорий Игнатьев, пономарь - Фёдор Григорьев. (См. https://vk.com/club162412996?w=wall-162412996_2732/all)
Информации о деревнях Мирово Старое Раменье и Катешево относительно первой половины XVIII века пока не обнаружено. Ищем! И обязательно найдём! Как только это случится, мы продолжим делиться удивительными историческими фактами о прошлом нашей земли. (Наумова Елена)